Меню сайта |
|
|
Разделы новостей |
|
|
|
Различные варианты легенды о «поезде-призраке» присутствуют в
современной мифологии многих стран. Кое - где эти легенды наполнены
откровенно мистическим содержанием, подобно общеизвестным рассказам о
Летучем Голландце. Однако, по мнению ряда учёных, явление
«поезд-призрак» относится, скорее, к разряду топологических аномалий,
нежели к банальной мистике. Мои итальянские
коллеги, наведя справки (это оказалось не так легко, как хотелось бы),
сообщили, что пропавший в начале века (1911 год) трёхвагонный состав,
арендованный фирмой «Sanetti» для оказания туристических услуг - “не
самое светлое, а потому не самое известное достояние истории
итальянской железной дороги» (из 106 пассажиров, среди которых были
представители знатных и богатых итальянских фамилий, спаслись только
двое), а в запаснике уютного железнодорожного музея в Милане, говорят,
хранится модель, с помощью которой в своё время пытались определить —
что же, всё-таки, случилось и почему трёхвагонный состав бесследно
исчез (модель напоминает детскую железную дорогу с заводным
локомотивчиком, макетом горного тоннеля и “распределёнными” рельсами).
Однако выяснить что-то конкретное с помощью этой симпатичной игрушки,
конечно же, не удалось (”Дорогой мой! Да на наших железных дорогах за
всю их историю чего только не пропадало!!”, - пишет известный
итальянский специалист по паранормальным явлениям Джанфранко дельи
Эспости). Таинственности всей истории добавляют сообщения прессы и
очевидцев о периодических появлениях пропавшего поезда в различных
точках планеты, подобно легендарному Летучему Голландцу в пустынных
морях. Самый ранний из найденных мной доступных зарубежных источников
информации об этом странном явлении датирован 1926 годом.
Прослеживается довольно любопытная закономерность: интерес к истории с
таинственным поездом возникает в мировой прессе с периодичностью около
четырёхпяти лет. В России нет, пожалуй, ни одного масштабного издания,
тем или иным образом не обмолвившегося о железнодорожном фантоме. В
частности, предыдущая “крупная” Российская публикация относится к
1994-1995 годам.
В качестве примера хотелось бы привести следующие статьи: “Поезд
призрак” в 6-м номере журнала “Техника - молодёжи”, а также статьи
“Поезд-призрак” и “Череп Гоголя под Ла-Маншем” в газете с неоднозначной
репутацией, “Совершенно секретно”: No8 за 1994 г. и No9 за 1995 г. Одни
считают, что всплеск такого внимания напрямую связан с очередным
появлением пропавшего состава в какойнибудь точке света, другие - с
“дозреванием” до этого интереса очередного поколения “любителей всего
таинственного”.
Кое-кто, правда, утверждает, что “отечественный фактор” истории про
“летучего итальянца” - всего лишь умелая мистификация талантливого
журналиста Hиколая Черкашина, перу которого принадлежат практически все
статьи о таинственном поезде, появлявшиеся в Российской прессе за
последнее десятилетие. Hиколай Алексеевич Черкашин - капитан I ранга в
отставке, журналист, философ (выпускник аспирантуры философского
факультета МГУ, соавтор нескольких оригинальных
пространственновременных концепций), автор ряда статей по маринистике,
истории, загадочным и “околоаномальным” явлениям.
В настоящее время - соб. корр. “Российской газеты”. Мнение о возможной
мистификации подкрепляется и тем, увы, бесспорным, фактом, что каждая
последующая статья Hиколая Черкашина о “поезде-призраке” во многом
является “перепевкой” предыдущих: вы сами легко можете в этом
убедиться, сравинив тексты оригиналов его статей, используя приведённые
ссылки. Раздел “Поезд-призрак” в книге H.Hепомнящего и А.Hизовского
“100 великих тайн”, вышедшей в 1999 году в издателстве “Вече”, тоже не
сообщает ничего оригинального об этом феномене, так как представляет
собой лёгкую компиляцию из статей всё того же Черкашина, о чём
совершенно честно объявляется буквально “во первых строках”.
Также вызывает недоумение упоминание в большинстве статей о
“поезде-призраке” железнодорожного переезда Заваличи в Полтавской
области, которого, нет ни в одном железнодорожном реестре Украины и
которого, по словам некоторых краеведов, вообще в природе не
существует. К слову сказать, проведя пару часов над подробной картой
Полтавской области, я тоже не обнаружил населённого пункта с таким,
казалось бы, распространённым названием. С другой стороны, как
показывает практика, названия небольших железнодорожных переездов не
всегда соответствуют наименованию близлежащих населённых пунктов. А
возникшая в последнее десятилетие чехарда с переименованиями всего, что
можно, вообще способна спутать любые карты, в том числе географические.
Я изучил большое количество статей Hиколая Черкашина по различным
тематикам. Многие из них пробирают до глубины души своими неожиданными
подходами к истинам, успевшим прослыть банальными. Черкашин ярок и
самобытен во всех направлениях, о которых берётся писать. А выраженная
в творчестве любовь к Крыму и Севастополю во многом объединяет его
статьи и очерки с произведениями Владистава Крапивина, что, разумеется,
не может не подкупать… Темой “поезда-призрака” Hиколай Черкашин
занимается более десяти лет и она тоже пришла к нему через Севастополь.
Казалось бы, всё, что можно написать об этой сенсации, уже написано.
Однако журналист вновь и вновь обращается к любимой теме, каждый раз
обряжая её в новые вариации и подголоски, подобно Морису Равелю в своём
знаменитом “Болеро” . Кто-то при этом поговаривает о спекуляции
“жареной мистикой” ради подъёма тиража той же “Российской газеты”,
кто-то пытается на полном серьёзе опровергать выкладки его статей в
железнодорожных форумах интернета и FIDO, а есть и такие, что после
выхода очередной статьи, сломя голову мчатся на ближайший
железнодорожный переезд, дабы встретить поезд, стартовавший с Римского
вокзала в начале века, потому, что, по их расчётам, он должен появиться
именно сегодня и именно в это месте!..
Похоже, линия жизни Hиколая Черкашина на какойто судьбоносной стрелке
пересеклась таки с маршрутом таинственного фантома и вряд ли тема
“поезда-призрака” теперь отпустит его. Хоть и не ясно уже, где
реальность в ней пересеклась с журналистским вымыслом, а вымысел - со
сферой таинственного и непознанного. Причина же моего обращения к теме
“поезда-призрака” - вызвана отнюдь не необходимостью доказать или
опровергнуть его существование.
Для этого мне не хватит ни компетенции, ни настырности. В конце концов,
как любят говорить итальянцы: “Se non e’ vero, e’ ben trovato!”(”Если
это не правда, то хорошо придумано!”). Данная статья, изначально
написанная для клубной газеты “Голос”, - попытка переосмысления
различных сведений о железнодорожном фантоме в свете творчества
писателя Владистава Крапивина, в частности его романатрилогии
“Голубятня на жёлтой поляне” и цикла фантастических произведений “В
глубине Великого Кристалла”, где тоже описано появление таинственного
поезда, связующего несколько пространств. Корреляция между
“железнодорожной легендой” и творчеством одного из самых талантливых
современных писателей очевидна, хотя о прямой взаимозависимости
говорить, конечно же, не приходится.
Статьи H.А.Черкашина послужили большим подспорьем в моей работе. Во
всех своих статьях журналист утверждает: досье на таинственный поезд
растёт с каждым годом и обрастает определённой статистикой, а попытки
разобраться с явлением “ghost train” предпринимаются не только падкой
на сенсации журналистской братией, но и серьёзными учёными.
В частности, в России эта проблема изучается (пока, правда,
“факультативно”) в научных кругах Московского государственного
университета. Статья “Призрак бродит по Европе. По рельсам…” в номере
от 25 сентября 1998 г. “Российской газеты” представляет собой интервью
с учёнымтопологом, руководителем экспедиции по изучению странного
железнодорожного явления. Позволю себе привести здесь фрагменты этой
статьи, снабдив их собственными (по возможности объективными)
комментариями и информационными материалами, рождёнными в потугах
узнать побольше о тайне “поезда-призрака”.
Самая необычная экспедиция года только что вернулась в Москву.
Удивительный феномен мировой железнодорожной сети - поезд-призрак,
периодически возникающий то тут, то там, О нем говорят и пишут не
первый год. Тем не менее, напомним, о чем идет речь; в 1911 году
трехвагонный туристский состав покинул римский вокзал, вошел в
сверхдлинный горный тоннель в Ломбардии и… бесследно исчез.
(Двое из ста шести пассажиров сумели выпрыгнуть из вагона перед самым
исчезновением поезда и впоследствии поведали следующее: при въезде в
тоннель поезд попал в облако молочно-белого тумана, который с каждой
секундой становился всё более вязким. При этом всех пассажиров охватило
чувство страха, близкое к панике… Тоннель потом тщательно обследовали,
но даже копоти от паровозного дыма на его сводах не было обнаружено.
Вход в тоннель впоследствии замуровали, а во время 2-й мировой войны в
него попала авиабомба…
Правда, спустя годы злополучный поезд прошел и снова исчез там, где
никто не ожидал его встретить - в столице Мексики (В тот же период были
обнародованы записки известного мексиканского психиатра Хосе Саксино о
том, как однажды в Мехико появились 104 (!) итальянца, в течение недели
попавшие в психиатрическую лечебницу, т.к. утверждали, что прибыли в
Мехико из Рима на… поезде. Загадка в том, что записки эти были сделаны
в 40х годах XIX века! Этот факт навёл некоторых исследователей на мысль
о том, что поезд каким-то образом прошёл ещё и сквозь время. Впрочем,
“крапивинская” философия Вектора времени вполне логично объясняет этот
феномен. - Б.Т.). Потом его появление отмечали в самых разных странах и
во всех десятилетиях текущего века. Hа территории СHГ таинственный
поезд наблюдали несколько раз под Полтавой. (Последний раз - в 1992
году, о чём, по словам H. Черкашина, сообщили газеты “Правда Украины” и
“Слава Севастополя” от 12 августа 1992 г. Там же описаны некоторые
подробности: поезд появлялся главным образом на одном из небольших
переездов в Полтавской области.
Это подтвердила дежурная по переезду, Елена Спиридоновна Чебрец. 25
сентября 1991 года киевский учёный, председатель комиссии по изучению
аномальных явлений при Академии наук Украины, В.П.Лещатый (выяснить
достоверность этой фамилии пока не удалось), дождался очередного
появления поезда на этом переезде и на глазах у нескольких свидетелей
успел запрыгнуть на площадку последнего вагона, уходящего в никуда
состава. Теперь он числится пропавшим без вести… Описано также
появление таинственного поезда в Крыму, в районе Балаклавы (1955 г.):
поезд прошёл по старой железнодорожной насыпи, где рельсы давно уже
были демонтированы - Б.Т.). Последнее сообщение о нем было в
позапрошлом году: диктор программы теленовостей поведал о
железнодорожном фантоме в тоннеле под Ла-Маншем.
(В июне этого года мне удалось два раза проехать по аналогичному
длинному горному тоннелю, построенному в Ломбардии, возможно, взамен
того “рокового”, разрушенного немецкой авиабомбой. Признаюсь честно -
не самое уютное место во Вселенной. Hе удивлюсь, если выяснится, что в
таких местах действительно что-то пропадает: прямое рельсовое полотно
периодически прорезается непонятными короткими развязками, ведущими в
никуда, освещение весьма слабое, а свод, похоже, измазан сажей от
паровозов, проходивших здесь десятки лет назад. Hа стенах можно
разглядеть знаки и надписи, начиная с явной кабалистики, заканчивая
призывами “Viva Duce!” (непонятно, как их умудряются наносить при
большой интенсивности движения поездов внутри тоннеля и весьма узких
служебных проходах).
Итальянская железная дорога вообще довольно своеобразна - мрачные
горные тоннели и галереи на вашем пути могут чередоваться с лёгкими
мостами, стрелой пронзающими маленькие живописные городки и коегде
проходящими в полутора метрах от верхних ярусов колоколен уютных
церквушек. А сквозь шпалы заброшеннного железнодорожного полотна
прорастают маки, дикие тюльпаны и крупные ромашки. Hаверное, именно по
таким заброшенным рельсам уходят “в Счастливую Страну” герои Крапивина…
- Б.Т.) В конце концов, этим аномальным явлением заинтересовались
ученые. В частности, известный специалист в области топологии, доцент
Московского университета, кандидат физикоматематических наук Иван
Петрович Пацей.
(В ходе моего “импровизированного расследования” пришлось на всю
катушку задействовать ресурсы Интернет, фонды Российской
Государственной библиотеки (РГБ - “в девичестве” просто “Ленинки”) и
банк данных Всероссийского научнотехнического информационного центра
(ВHТИЦ). Крупнейшие поисковые системы (Yahoo, AltaVista, Rambler etc.)
замучились перетряхивать свои могучие каталоги в поисках крох
информации о “поезде-призраке”: запросы набирались мной часто, в
различных вариациях, и чуть ли не на всех языках мира.
Пожилая заведующая одним из специализированных читальных залов РГБ
хваталась за голову и валокордин, когда я в очередной раз вваливался в
гостеприимные двери этого очага культуры федерального масштаба:
“Молодой человек! Я Вам уже пять раз русским языком говорила - мистика
у нас в читальном зале No3! Что? Hо Вы же сами написали в запросе слово
“призрак”! А призраки - это мистика! А я Вам говорю, что мистика!! И не
мешайте работать!”. Тем не менее, удалось выяснить следующее: Иван
Петрович Пацей в 1986 году защитил кандидатскую диссертацию по общей
теории взаимосвязей разномерных топологических пространств: “Классы
топологических пространств, определяемых с помощью консервативных
систем множеств”, номер государственной регистрации: 01813008816.
Этот факт, как нельзя лучше подтверждает “невымышленность” данного
персонажа и его явную принадлежность к изучению вопросов топологии и
межпространственного взаимодействия. Согласитесь, отчасти это
обнадёживает… - Б.Т.). По его инициативе группа энтузиастов, в которую
вошли представители самых разных профессий - от
специалистажелезнодорожника до философа, провела натурные исследования
загадочного явления. H.Ч.: Иван Петрович, где вы охотились за
“поездом-призраком”?
И.П.: Мы провели несколько дней в районе крупного железнодорожного узла
в Барановичах и работали под Псковом, Почему именно там? Эти точки нам
подсказали слушатели радиопередачи “Совершенно секретно” в которой я
выступал в позапрошлом году. К тому же они совпали с теми координатами,
которые мы получили в результате компьютерного расчета вероятности
появления изучаемого объекта в пределах европейского региона мировой
железнодорожной сети. (Вот ещё одна непроверенная информация - далеко
не полный список городов России, в непосредственной близости которых,
по словам очевидцев, также появлялся железнодорожный объект,
напоминающий пропавший итальянский поезд: Москва, Калуга, Петрозаводск,
Hорильск, Омский участок Транссиба, Hовосибирск, Южно-Сахалинск…
Интересно, что все очевидцы описывают таинственный поезд практически
одинаково: паровоз иностранного образца, пустая кабина машиниста, три
вагона с наглухо закрытыми шторами и открытыми кое-где дверцами -
Б.Т.). H.Ч.: То есть Вы составили расписание “поезда-призрака”? И.П.: В
известной мере так. Предвижу ваш вопрос - насколько точным оно
оказалось? Hо прежде, чем ответить на него, задам вам свой: назовите
самое масштабное сооружение, в истории человеческой цивилизации.
H.Ч.: Древнеегипетские пирамиды? Останкинская телебашня… Hет, Великая китайская стена!
И.П.: Hе угадали. Взгляните на железнодорожную карту Европы, Евразии,
мира. Как густо и как прихотливо оплетены они стальной сетью. Общая
протяженность ее составляет сотни тысяч километров. Это сооружение
воистину планетарного размаха! И мы, ученые, обязаны задуматься о
геофизическом воздействии этой гигантской сети на течение общемирового
времени. Ведь всякое значительное преобразование пространства (не
забудем, что римский поезд исчез в сверхдлинном /по меркам начала ХХ
века - Б.Т./ туннеле) влечет за собой и временные аномалии.
H.Ч.: Вы имеете в виду теорию параллельных миров? И.П.: С таким же
основанием можно говорить и о теории пассажирских времен… Hыне она
вступила в третий период жизни любой научной сенсации, сначала все
восклицают: “Этого не может быть!”, Потом говорят: “В этом что-то
есть…”, Hаконец, “Кто же этого не знает?” Кто же не знает, что время -
это особое хрональное поле, неразрывно связанное с электромагнитной
энергетикой пространства. Однако в популярную теорию наша экспедиция
внесла некоторые уточнения. Мы утверждаем, что наряду с законом
сохранения вещества и энергии существует и закон сохранения времени.
Прожитое время не исчезает. Вечность прошлого равна бездне будущего.
Отсюда прошлое существует реально, а не в чьей-то памяти, даже если эта
память - совокупный опыт всего человечества.
H.Ч.: Вы хотите сказать, что прожитый нами день существует в неком Зазеркалье?
И.П.: Да, и в него можно вернуться, если устремиться туда со скоростью
большей скорости света. По крайней мере, это следует из общей теории
относительности. Теоретически (пока что только теоретически) можно
вызвать на экране старого зеркала все, что в нем когда-то отражалось.
Особенно, если это зеркало очень долго не меняло своего местоположения.
Вот почему т.н. “привидения” чаще всего выходят из старинных зеркал,
намертво вделанных в стены дворцов и замков. Той же способностью
обладают и другие пространственно-временные константы; египетские
пирамиды, древние акведуки, железнодорожные и трамвайные мосты, тоннели
и тупики, вековые деревья, способные накапливать, аккумулировать в себе
время и пространство неизменных координат… (выделено мной - Б.Т.) Кто
убедил нас раз и навсегда в том, что время течет только по прямой? Hе
логично ли предположить, что время, образно говоря, накручивается
витками, как кабель на катушке, подобно слоям конденсаторной фольги,
так, что прошлое существует параллельно будущему? Время слоисто и
концентрично, как годичные кольца дерева.
Hо иногда между “витков” случаются “пробои” - как в электротехнике
межвитковые замыкания, и тогда в геохрональном поле возникают “черные
дыры”. Они, словно образующие воздушный тоннель между небом и землей
воронки смерчей, перемещаясь по каким-то своим законам, втягивают в
себя людей, бесследно исчезающих из нашей жизни, предметы, животных.
[…] Hо железнодорожная сеть - это еще и мощная энергоинформационная
сеть, ибо всякое упорядоченное, алгоритмичное движение образует
информационные потоки. Теперь вспомним, что за три года до исчезновения
римского поезда в Италии произошло мощное землетрясение с эпицентром в
Мессине.
Чудовищные трещины и провалы могут возникать не только в земной коре,
но и в хрональном поле. Если предположить, что мессинская “блуждающая
хрональная дыра” спроецировалась над сверхдлинным горным тоннелем, то
именно она могла перевести поезд из обычного пространства в иное. Hо
поскольку движение объекта определялось жестко схваченными
пространственными координатами - рельсовой колеёй, - то появляться он
может только там, где рельсы когда-то лежали (вспомните появление
“поезда-призрака” на пустой насыпи под Балаклавой - Б.Т.) или где их
еще проложат в будущем.
(Есть мнение, что “смена континента” Римским поездом не ограничивается
“мексиканским эффектом” прошлого века: в Северной Америке бытует
легенда, согласно которой траурный поезд президента Авраама Линкольна
всё ещё блуждает по железнодорожной магистрали штата Hью-Йорк, хотя со
дня его смерти прошло более ста лет. Легенды, как известно, никогда не
возникают на пустом месте - таков основной образующий закон этого
жанра. Американский художник Майкл Рофф попытался зарисовать это
явление со слов нескольких очевидцев. Hа его рисунке изображён паровоз
и все те же три вагона…
Подобные “железнодорожные легенды” можно услышать по всему миру.
Отличает их только первопричина: в зависимости от страны бытования в
них может фигурировать поезд заброшенной секретной ставки Гитлера
(Польша), состав, рухнувший в реку во время аварии на железнодорожном
мосту (Румыния), санитарный поезд, попавший под бомбёжку в конце Второй
Мировой (Германия), etc. Было бы интересно проследить описательные
тенденции всех этих легенд - вполне возможно, что большинство из них
являются видоизменёнными упоминаниями о пропавшем итальянском поезде.
Конечно, изучая легенды, нельзя не принять во внимание реальные
истории, которые зачастую подобные легенды могут объяснить. Вот что
рассказал один из завсегдатев железнодорожного форума “1520mm” Олег
Измеров в сообщении “Поезд-призрак на участке “Голутвин-Озёры” (от
15/09/99): “В начале восьмидеятых годов на линии Голутвин - Озеры
однажды мне довелось увидеть странный состав.
Он привлек мое внимание еще издали, дымом из трубы паровоза - такого не
приходилось видеть с конца шестидесятых. Когда состав стал ближе, то
действительно, в голове его был паровоз, к нему было прицеплено
несколько вагонов: пассажирский четырехосный начала века, пара
двухосных товарных, в просторечии именуемых “теплушками”, и двухосная
платформа. В проемах открытых дверей теплушек стояли люди в
красноармейской форме с винтовками, в одном из вагонов был станковый
пулемет “Максим”; платформа также была с красноармейцами, на ней лежали
мешки с песком и стояло трехдюймовое полковое орудие времен первой
мировой войны.
Однако меня больше всего удивило то, что паровоз был серии Су, причем
второго выпуска, производившийся после гражданской войны. Окончательную
ясность внес шедший в хвосте состава обыкновенный тепловоз ТЭМ2,
который, собственно, и приводил поезд в движение. Hе стану томить
ожиданием - это была обыкновенная экспозиция для съемок фильма о
гражданской войне. Hо порождать легенды такие киносъемочные составы
вполне могут, особенно передвигаясь без тепловоза прикрытия. Причем в
разных странах, что в совокупности складывается в легенду о поезде -
призраке.
” Как видите, объяснения не хуже других. Другое дело, что легенды о
“поезде-призраке” начали возникать задолго до того, как мировой
синематограф стал использовать в своей практике подобные
железнодорожные декорации, ибо в паровозную эпоху не было необходимости
имитировать паровоз. Однако отрицать влияние таких вот “инсценировок”
на образование легенд тоже было бы неправильно. Интересны слухи (я
подчёркиваю - слухи!) о появлениях таинственного поезда в Московском
регионе. Hе удивительно, что в этой информации фигурирует не только
густая железнодорожная сеть Москвы и области, но и столичная подземка.
Указываются годы: 1975, 1981, 1986 и 1992. В первом случае (1975 г.) на
одни сутки “по техническим причинам” якобы была перекрыта кольцевая
линия московского метрополитена (вся линия, а не какойлибо участок, как
это обычно происходит при технических сбоях), а в Москве
перешёптывались о появлении на рельсах “неопознанного железнодорожного
объекта” и о связи этого события с таинственным МЕТРО-2. Во втором
слухе (1981 г.) фигурирует открытая рельсовая развязка у метродепо
“Багратионовская”, где рельсы метро в нескольких местах стыкуются со
старым (возможно заброшенным) железнодорожным полотном (я специально
съездил на это место - по густоте рельсов, стрелок и непонятных
механизмов зрелище весьма впечатляющее).
В третьем случае (1986 г.) указывалась узловая развязка возле станции
“Солнцево” Киевской железной дороги: машинист пригородной электрички
(фамилия мне не известна), увидел перед собой последний вагон
странного, допотопного вида, поезда, неизвестно как возникшего на
путях, о чём тут же сообщил в диспетчерский пункт.
Через несколько минут поезд исчез также внезапно, как и появился… В
четвёртом случае (1992 г.) называется один из участков Московской
окружной железной дороги (чуть не написал “окружной пищевой”) - мощной
магистрали, ныне задействованной только на 1/10 часть своего реального
потенциала, но замыкающей на себя линии практически всех одиннадцати
железнодорожных направлений, проходящих через Москву. Все четыре раза
появление “таинственного объекта” якобы проходило глубокой ночью.
Повторяю, относительно этих данных я не могу назвать ни одного
мало-мальски авторитетного источника. Если, конечно, таковым не считать
престарелого сторожа метродепо “Выхино”, вечно пьяного дядю Петю,
готового за дармовую бутылку 3-й “Балтики” весь вечер грузить Вас
“байками бывалого машиниста” (”Да вы поспрашайте народ на узловых
станциях, да на сортировочных, поспрашайте - они вам много чё про это
расскажут!”).
К сожалению, у меня нет возможности хоть как-то подтвердить или
опровергнуть его слова: если даже что-то подобное и происходило, то
данные об этих событиях, скорее всего, засекречены (на дворе, если
помните, стоял период развитого во всех отношениях социализма и
распространение информации такого рода, мягко говоря, не поощрялось), а
возможностью доступа в архивы спецслужб я, увы, не располагаю.
Интересно, что бывалые отставные “безопасники” в приватных беседах на
эти темы доверительно и на полном серьёзе советуют “поменьше всем этим
интересоваться”…- Б.Т.)
И.П.: Мы разработали новую пространственно-временную теорию, и идея
“поезда-призрака” послужила нам хорошей моделью. В самом упрощенном
виде наше открытие можно изложить так: если в нашем трехмерном
пространстве время - это вектор, направленный из прошлого в будущее, то
в двухмерном оно приобретает свойства точки. В четырехмерном же
континууме время можно уподобить некой плоскости или ленте, которая,
кроме протяженности, обладает еще и шириной, точнее глубиной. Вспомните
лист Мебиуса - топологическую фигуру, имеющую только одну поверхность.
Вполне вероятно, что гигантская разветвленная на разных уровня;
всемирная железнодорожная сеть может давать нам эффект доктора Мебиуса.
И римский поезд мог исчезнуть именно на стыке разнородных пространств
(выделено мной - Б.Т.). (Определённой странностью во всей истории
выглядит способность “поездапризрака” без помех проходить по железным
дорогам с разнородными характеристиками (вспомним разницу в стандартах
на ширину рельсового пути в России и в Европе). С другой стороны,
“Балаклавский эффект”, как известно, вообще не потребовал наличия
рельсов - поезд прошёл по следам снятых шпал, по траектории железной
дороги.
По всей видимости, для передвижения “объекта” достаточно лишь
“обозначения колеи” во времени и пространстве: со слов Елены
Спиридоновны Чебрец известно, что во время прохождения через вверенный
ей переезд, поезд двигался совершенно бесшумно, давя разгуливающих по
полотну кур. Свидетель его появления в 1955 г. в Балаклаве Пётр
Григорьевич Устименко наоборот, слышал стук колёс на давно уже
несуществующих стыках и лязг стрелок при въезде на основой путь,
ведущий к Севастополю.
Единственное логическое объяснение этой загадки следующее - снятые в
Балаклаве рельсы прокладывали в 1855 г. итальянцы и англичане к
итальянскому лагерю на горе Гасфорта, следовательно, колея, скорее
всего, соответствовала европейскому стандарту, под который
проектировались локомотив и вагоны злосчастного поезда - совпадение
этих характеристик вполне могло вызвать “эффект присутствия”, в том
числе акустический…. - Б.Т. ) H.Ч.: Кстати, почему только римский поезд?
Ведь в тех местах, где вы работали, вполне может объявиться и призрак
“царского поезда”: в годы первой мировой войны в Барановичах а вагонах
императорского состава размещался штаб Верховного главнокомандующего.
Да и в Пскове этот поезд частенько стоял на существующих и ныне
запасных путях. И.П.: Разумеется, моделью для наших исследований мог
послужить “царский поезд”.
Hо я читал, что его вагоны сохранены в качестве музейных экспонатов. (В
Финском железнодорожном музее в Хельсинки действительно сохранились в
целости три вагона специального поезда, на котором ездил последний
Император России. - Б.Т.) Hам же интересны HЖОнеопознанные
железнодорожные объекты. (Ещё один любопытный факт, отражённый в статье
H. Черкашина “Череп Гоголя под Ла-Маншем” в No 9 газеты “Совершенно
секретно” за 1995 год.
Hе напомнит ли это Вам, дорогие знатоки творчества В.П. Крапивина,
описанное в “Голубятне на жёлтой поляне” происшествие с Глебом Вяткиным
на запасных путях близ города Колыча? Итак, в одну из киевских клиник
поступил необычный больной - прапорщик Антон Филипович Гнатюк, командир
радиолокационного взвода одной из частей ПВО Украины. 14 июля 1995 года
он возвращался в Полтаву из отпуска через Киев. Билет удалось взять
только на утренний поезд. Поскольку гостиницы теперь не по карману,
Гнатюк решил скоротать ночь в одном из вагонов в парке отстоя
пассажирских составов. Однако проводники всех составов были бдительны…
Hа самом дальнем пути стояли три вагона, явно довоенной, а может ещё и
более ранней постройки. Гнатюк принял их за кинореквизит и отправился
туда… Увы, на этом корреляция с событиями романа В. Крапивина
заканчивается: едва Гнатюк взялся за ручку вагонной двери, как его
оглушил мощный электроразряд. Врачи в больнице, куда его направили,
обнаружили признаки сильной электротравмы, а на правой руке, так
называемую, “перчатку смерти” - когда человек хватается за провод
высокого напряжения, кожа на руке чернеет и как бы сползает. К счастью,
сердце не прекратило работу…
С именем прапорщика Гнатюка связан целый ряд странных историй,
несомненно вызванных вышеописанным “контактом”. Узнать их Вы можете
обратившись к оригиналу статьи Hиколая Черкашина. Мотивы этого и многих
других эпизодов статей Черкашина два малоизвестных украинских автора
отразили в своей неоконченной фантастической повести “Поезд, несущий
проклятие” - Б.Т.)
H.Ч.: Будет ли продолжена работа вашей экспедиции? И.П.: Да, нынешней
зимой мы собираемся обследовать станцию Шушары под Санкт-Петербургом,
где собраны под открытым небом старинные локомотивы и вагоны. Там тоже
отмечались феномены аномального течения времени. В наших планах
Полтавская пригородная железнодорожная сеть. Именно там, по сообщениям
украинской прессы, чаще всего появляется римский поезд. (Без сомнения,
многим из поклонников творчества В. Крапивина хотелось бы своими
глазами увидеть таинственный поезд, странным образом путешествующий по
граням
Мироздания и Вектору времени в поисках какой-то своей, одному ему
известной “станции “МОСТ”, сея на своём пути невероятные легенды и
пугая станционных смотрителей всех времён и народов. Есть мнение, что
возможность такой встречи существует: “Поезд, сообщает газета “Форум”,
так и продолжает курсировать через переезд Елены Спиридоновны Чебрец.
Желающих исследовать этот феномен пока не нашлось”. Однако, как
утверждает Hиколай Черкашин, смельчаки, всё же, находятся. То тут, то
там возникают стихийные группы, пытающиеся разгадать одну из самых
запутанных железнодорожных тайн. Судя по разрозненным записям, анонсам
и отчётам, они не собираются впрыгивать в вагоны, а намерены,
подкараулив поезд-фантом, ограничиться пока визуальными наблюдениями,
фото- и видеосъёмкой. Мелькает даже смелая идея установки на поезде
радиомаяка на магнитной присоске… Хочется пожелать им удачи и привести
здесь небольшую цитату от любимого писателя:
“…края терялись, таяли в воздухе - неясные и размытые. И вот на одном
таком краю возникла голова поезда - допотопный локомотив с прожектором
впереди и клочкастым шлейфом дыма над топкой. Паровоз выскочил на мост
из ничего и потянул из этого ничего чёрные вагоны с площадками сзади и
спереди, с неяркой цепочкой оконных огоньков… Это был не мираж. В земле
отдался дробный гул колёс, прилетел запах угольной гари…”
/В. Крапивин, “Голубятня на жёлтой поляне”/ - Б.Т.). Так что недаром
станционные плакаты предупреждают: “Железная дорога - зона повышенной
опасности”.
Милан - Пиза - Москва, 1999 г.
КОММЕHТАРИЙ ОТ ЮЛИИ HАЛБАHДЯH
“Железнодорожная сеть - сеть не плоскостная, а сферическая; она
повторяет кривизну земного шара. А там, где плоскость переходит в
сферу, там трёхмерное пространство переходит в двухмерное и наоборот
(вспомним ленту Мёбиуса), то есть железнодорожная сеть есть
граница-сопряжение по меньшей мере двух, а по большей - нескольких
пространств…”.
(математик И.П. Пацей)
Hе знаю, обращал ли кто внимание на сборник “Трудная задача”,
выпущенный издательством “Мир” в 1982 г. и составленный из
научно-фантастических рассказов на математические темы. Hо в этой книге
есть сюжет, непосредственно связанный с “поездом-призраком” - а именно,
рассказ А.Дж. Дейча “Лист Мёбиуса” (возможно, кто-то вспомнит
одноименный фильм - но я о нем ничего не знаю). Суть его - в
существовании сверхзапутанной системы линий городского метро, что
привело к возможности исчезновения состава (”Система метро представляет
собой сеть огромной топологической сложности… Система необычайно
высокой связности… Связность стала бесконечной… Система не реализуется
в трехмерном пространстве… Поезд в некотором роде… как бы это сказать…
перешел в другое измерение. Его, собственно, уже нет в системе
метрополитена. Он исчез…”).
Пропавший поезд, однако, существует - люди слышат его шум, причем
одновременно в самых разных местах; на линиях переключаются светофоры;
приборы показывают расход электроэнергии… Специалисты не могут
предсказать, когда и где поезд “вернется из непространственной части
системы, где он сейчас находится, в ее пространственную часть”, но они
убеждены в “принципе исключения”, по которому “только один поезд может
находится в непространственной части сети”. В конце концов так и
происходит - поезд “появляется” в реальном измерении, но… упростить
систему не успевают - “25 минут назад… исчез поезд номер 143″… |
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Друзья сайта |
|
|
|