Их
смысл и поныне остается тайной. Лабиринты распространены во всем мире в
виде уникальных изображений или сооружений и характерны для всех
известных культур.
Наскальные
рисунки. Эти два лабиринта были обнаружены неподалеку от корнуоллъского
Тинтаджела. Их желобки, вырезанные под одним и тем же углом, говорят о
том, что высечены они железным инструментом, вероятно, в XVI-XVII веках.
Лабиринт-надгробие.
Этот надгробный камень установлен в селении Алкборо в память о местном
землевладельце, ухаживавшем за расположенным поблизости средневековым
лабиринтом Юлианова беседка.
Воспроизведение
спиралей и лабиринтов относится к самым древним творениям человеческих
рук, это первые картины, рисующие не события - сцены охоты или битвы, -
а идеи. Они появились одновременно в различных частях света, на больших
расстояниях друг от друга, так что их возникновение нельзя объяснить
взаимовлиянием культур. Изображения лабиринтов, относящиеся к одному
времени, были обнаружены в Северной Америке, Индии и на Суматре, а
также на территории Европы.
У
всех народов они ассоциировались с религиозными понятиями смерти и
возрождения, поэтому и заняли основное место в ритуалах, призывающих
весеннее плодородие на смену долгой зимней смерти солнца. Одни -ранние
обитатели южной части Европы - вырезали изображения лабиринтов на
камнях гробниц и монументов. Другие, например жители Скандинавии,
строили настоящие лабиринты. Проходы таких лабиринтов обычно
обкладывали дерном или валунами и использовали в ритуальных танцах во
время весеннего солнцестояния.
Самый
знаменитый лабиринт западного мира - это лабиринт царя Миноса на Крите,
в котором некогда, согласно мифу, обитал Минотавр -
получеловек-полубык. Афинский герой Тесей прошел через лабиринт и убил
Минотавра. Раскопки Кносского дворца на Крите не обнаружили и намека на
лабиринт. В то же время были получены явные свидетельства существования
культа быка, эмблемой которого служил двуглавый топор, или lahrys, от
названия которого, возможно, и произошло слово «лабиринт».Самый ранний
из когда-либо сооружавшихся лабиринтов неизвестен. В V веке до н. э.
древнегреческий историк Геродот писал об огромном здании в Файюмском
оазисе в Египте, построенном в 1800 году до н. э., возможно,
Аменемхетом III и известном как Лабиринт. Хотя это сооружение
предназначалось для развлечений и состояло из 12 двориков и множества
помещений, которые соединялись между собой извилистыми коридорами, не
похоже, чтобы оно и в самом деле было задумано как лабиринт.
Одно
из древнейших изображений лабиринта на севере Европы, относящееся
примерно к 2500 году до н. э., представляет собой тройную спираль,
высеченную на внутренней стене захоронения Нью-Грейндж в ирландском
графстве Мит. С конца XII века лабиринты начали появляться в
европейских церквах, на плитках церковного пола. Такие рисунки
встречаются во многих кафедральных соборах средневековой Франции, в том
числе в городах Байё, Амьен, Шартр и Сан. В христианских церквах
напольные изображения лабиринтов стали неотъемлемой частью епитимьи,
когда раскаивающийся грешник должен был пройти на коленях по всем
изгибам и поворотам лабиринта. Такая епитимья налагалась на тех, кто не
мог совершить паломничество к святым местам, и называлась «дорога в
Иерусалим».Использовались лабиринты и в народных ритуалах, уходящих
корнями в языческие обряды плодородия. В Англии выложенные из дерна
лабиринты, например Юлианова беседка в Алкборо, использовались во время
пасхальных и майских празднеств. Цепочка молодых мужчин и женщин сперва
закручивалась к центру, а затем снова раскручивалась, такие танцы были
популярны чуть ли не до середины XIX века.
Начиная
с XVI века по Европе прокатилась волна увлечения садовыми лабиринтами.
Стенами лабиринтов служили высокие живые изгороди. Сегодня крупнейший в
мире лабиринт, впервые открытый в 1978 году, находится в Лонглит-Хаусе,
графство Уилтшир. |