В ночь на 9 марта к МКС был запущен самый совершенный космический
аппарат, сделанный в Западной Европе, – «грузовик» Jules Verne.
Изготовление и запуск в космос грузовика «Жюль Верн» обошлись в €300
млн. Корабль может доставить на орбиту не более 7,7 т полезного груза.
С учетом транспортных услуг 1 л воды, оказавшись на орбитальной
станции, будет стоить €40 000.
От «Гермеса» к «Жюлю Верну»
В начале этого года стало понятно, на что Европейское космическое
агентство (ESA) расходует свои довольно приличные средства. 7 февраля к
Международной космической станции была пристыкована европейская научная
лаборатория Columbus, проект которой разрабатывался с 1985 года и стоил
Европе €1,4 млрд. А в ночь на 9 марта с космодрома Куру во Французской
Гвиане (Южная Америка) был запущен на орбиту «грузовик» Jules Verne ATV
– самый сложный, совершенный и дорогой космический корабль в
европейской истории. С этим запуском Европейский союз вошел в элитарный
клуб держав, владеющих технологией создания орбитальных космических
кораблей, ранее состоявший из трех стран – России, США и Китая. Спустя
30 лет после того, как французы всерьез заговорили о проекте
орбитального корабля, Европа наконец добилась своего... Если бы
все шло гладко, в Западной Европе могли бы построить орбитальный
корабль еще в начале 1990-х. В 1978 году Французский национальный центр
космических исследований (CNES) начал работу над многоразовым
пилотируемым космическим самолетом Hermes. Выводить на орбиту этот
пятиместный десятитонный корабль должен был мощный перспективный
носитель Ariane 5 – тот самый, что был использован при запуске корабля
Jules Verne. Инициировавшие создание этого корабля французы планировали
начать детальное проектирование аппарата в 1988 году, чтобы осуществить
его первый запуск в 1996-м. Для одной страны это был слишком дорогой
проект, поэтому Франция предложила сделать его общеевропейским. В
ноябре 1987 года проект получил необходимый статус, а еще ранее
Европейское космическое агентство начало выделять на него средства. При
составлении «бизнес-плана» французы оказались чрезмерно оптимистичны. В
ходе работы над проектом выяснилось, что вписаться в заявленные ранее
финансовые рамки никак не удастся. Возникли и технические сложности:
достичь необходимой массы корабля было более чем непросто. Как раз в
это время в ESA охладели к программе пилотируемого космического
корабля, и в начале 1990-х грандиозную программу было решено
заморозить. Но 15 лет труда и почти $2 млрд инвестиций были потрачены
не впустую. |