Летательные аппараты тоже оставляют следы в атмосфере. Иногда их даже можно увидеть
Из туманаОблако, образующееся в момент преодоления самолетом
звукового барьера, вызвано резким падением давления за счет так
называемой сингулярности Прандтля–Лауэрта. При соответствующей
влажности воздуха в зоне низкого давления создаются условия для
конденсации паров воды в мельчайшие капельки, напоминающие туман
Следы в небеВыхлоп реактивного двигателя содержит большое
количество паров воды, возникающих при сгорании углеводородного
топлива. На большой высоте в холодном окружающем воздухе пары воды
конденсируются, образуя белый инверсный след
12 ноября 2001 года борт 587 – самолет American Airlines,
следовавший из Нью-Йорка в Доминиканскую Республику, буквально
развалился в воздухе почти сразу же после взлета в международном
аэропорту JFK. Поскольку эта, вторая по количеству жертв,
авиакатастрофа в истории американской авиации произошла вскоре после 11
сентября, сразу же возникло предположение о теракте. Но проведенное
расследование показало, что причина была более прозаической: самолет
попал в спутный след – зону турбулентности, созданную другим самолетом
(в данном случае это был Boeing 747 Japan Airlines, пролетевший этим же
воздушным коридором незадолго до борта 587). И хотя след этот был
невидим, именно он привел к потере управления и в конечном итоге – к
трагедии.
Выдыхая облака
Впрочем, иногда следы становятся видимыми. Белый след пролетевшего
самолета хорошо выделяется в ясный солнечный день на фоне голубого
неба. Этот след называется инверсионным и состоит из того же вещества,
что и облака – мельчайших капелек воды. Причина его возникновения очень
проста: нагретый водяной пар, образующийся при сгорании топлива,
выбрасывается в атмосферу (температура которой, например, на высоте 10
км достигает 50оС), быстро остывает и конденсируется, образуя маленькие
капельки воды. Правда, такой след образуется не всегда – на различных
высотах атмосфера имеет различную температуру и влажность, и
вероятность образования инверсионного следа зависит от этих параметров.
Чтобы понять механизм инверсии, вовсе не нужно ехать на аэродром: пар
изо рта, выдыхаемый человеком, и клубы пара из выхлопных труб автомашин
в сильный мороз имеют ту же природу (их образование тоже зависит от
температуры и влажности окружающего воздуха).
Кстати, по мнению некоторых экспертов, инверсионный след может
демаскировать военные самолеты. Это наиболее важно для высотных
бомбардировщиков и разведчиков, благодаря технологии Stealth
«невидимых» для радиолокаторов, а также для истребителей в ближнем
воздушном бою, когда обнаружение противника происходит в основном
визуально. Правда, бороться с его образованием практически невозможно.
Во время полета за счет особого профиля крыла скорость потоков воздуха
над и под крылом получается различной (сверху выше, чем снизу).
Согласно принципу Бернулли в этом случае давление на верхней
поверхности крыла меньше, чем на нижней (их разница как раз и формирует
подъемную силу). Из-за разницы давлений воздух перетекает через
законцовку крыла, и за самолетом образуется две вихревых воронки,
похожих на горизонтальные торнадо. Такие вихри имеют диаметр до 15 м,
скорость потоков воздуха внутри них – до 50 м/с, они живут несколько
минут и, пока не затухнут, могут быть реально опасны для самолетов,
следующих этим же коридором. При взаимодействии вихревого и
инверсионного следов последний начинает расплываться, что иногда
приводит к весьма причудливым «завитушкам» и даже переплетениям двух
следов (от двух двигателей).
В отрыв
Конденсация паров воды, «выдыхаемых» двигателями, – не единственная
причина инверсионного следа, он может образоваться даже за планером, не
имеющим двигателей. На авиашоу часто можно видеть, как во время
показательных выступлений истребители буквально на глазах у зрителей
окутываются туманом! Магия? Вовсе нет. Причина этому – отрывные
течения, вихревые области пониженного давления, образующиеся на верхней
поверхности крыла в определенных режимах полета (например, при выходе
на большие углы атаки). Внутри этих областей за счет быстрого падения
давления понижается температура и возникают условия для конденсации
водяных паров, находящихся в воздухе. И хотя все это похоже на магию,
на самом деле, как видите, ничего таинственного в таком тумане нет. |