Также во время подробной работы макетной
комиссии ВВС направили фирме Boeing требование об
оснащении аппарат системами для полета по
многовитковой орбите в противоположность
одиновитковой орбите. Это требовало установки
более сложной системы наведения, а также ТДУ для
сход с орбиты. Ранее одновитковое полетное
задание Dyna-Soar не требовало использование ТДУ,
благодаря чему, в значительной степени профиль
полета был просто баллистической траекторией
полета вокруг Земли. Были исследованы два
различных вариант ТДУ: в соответствии с первым
двигатель малой тяги устанавливался в
переходнике в хвостовой части планера, по другой
к РН "Титан-III" присоединялась новая
(четвертая) ступень в двигателями тягой 16,000
фунтов (7258 кгс), создавая "Титана IIIC". Эта
четвертая ступень могла использоваться для
точного выведения на орбиту, а затем оставаться
присоединенной к планеру и включаться повторно,
чтобы обеспечить сход с орбиты. Правильная
размерность ступени могла обеспечить в будущем
доступ к высоким околоземным орбитам. Этот
последний метод был впоследствии выбран для
рабочих вариантов аппарата Dyna-Soar.
|
С этого момента планер Dyna-Soar имел
длину 35,3 футов (10,77 м) и имел дельтавидное крыло с
большой стреловидностью по передней кромке
размахом примерно 20.4 футов (6,22 м) и площадью
примерно 345 квадратных футов (32,1 кв.м).
Аэродинамическое управление аппаратом
обеспечивалось стандартными элевонами на задней
кромке крыла, которые приводились в действие
гидравликой и могли обеспечивать управление как
по крену, так и по тангажу. Для управления полетом
должна была использоваться адаптивная система
управления Honeywell MH-96, идентичная той, который
позже привела к аварии третьего самолета X-15. К
этому моменту планер имел "пустую" массу 10,830
фунтов (4912 кг) и полностью укомплектованную 11,390
фунтов (5167 кг). |
Пилот располагался в кресле, которое могло
катапультироваться с помощью РДТТ и
обеспечивало безопасное катапультирование
только при дозвуковых скоростях. Планер Dyna-Soar
управлялся стандартными рулевыми педалями и
боковой ручкой управления. Кабина экипажа была
оснащена боковыми окнами и ветровым стеклом,
которые были защищены при входе в атмосферу
теплозащитным экраном, который сбрасывался
только перед посадкой. Полезный груз массой до
1,000 фунтов (454 кг) можно было поместить в отсек
емкостью 75 кубических футов (2,13 куб.м) сразу за
кабиной пилота. Трехопорное посадочное шасси
состояло из трех убираемых стоек, оснащенных
адаптируемыми полозьями. Посадка могла быть
совершена на поверхности высохших соляных озер
подобно самолету X-15. В группу Dyna-Soar были отобраны
шесть летчиков, включая капитана Альберта Крю,
майора Генри Гордона, капитана Уильяма Й.Найта,
майора Рассела Роджерса, майора Джеймса Вуда и
летчика - испытателя NASA Милтон О.Томпсона.
Но почему?
7 октября 1961 г. должностные лица программы
Dyna-Soar обнародовали план еще одной
реструктуризации программы, на сей раз включив в
нее разработку аппарата-демонстратора для
полета на высоких околоземных орбитах в
дополнение к первоначально предусмотренному
аппарату для полета по низким орбитам. Этот план
полностью отказывался от испытаний по
суборбитальным траекториям и уменьшал число
воздушных пусков в 15 полетов. Ведомство
программы Dyna-Soar ожидало выполнить первый
беспилотный орбитальный полет в ноябре 1964 г., и
первый пилотируемый орбитальный полет в мае 1965 г.
с помощью РН "Титана-IIIC". Следующие пять
пилотируемых полетов должны были быть
многовитковыми. Девятый испытательный полет,
который предлагалось выполнить в июне 1966 г., имел
целью исследование в беспилотном варианте входа
в атмосферу со скоростями, которые развиваются
при возвращении с высоких околоземных орбит.
Дальнейшие девять полетов (пилотируемых)
планировалось провести с демонстрации военного
потенциала системы при выполнении инспекционных
и разведывательных операций. Эта программа
летных испытаний должна была завершиться в
декабре 1967 г. при общей стоимости $ 921 миллионов.
Однако никаких конкретных заданий для
промышленности и рабочих программ эксплуатации
в пересмотренный план включено не было.
Тогда же в октябре 1961 г. группа управления
ВВС строго критиковала программу SAINT II,
настаивая, чтобы заложенное в нее число летных
испытаний и предложенное ограниченное
финансирование было слишком нереалистичными. Эта
критика уничтожила программу SAINT II, и в
результате ВВС запретили далее использование
обозначение SAINT.
23 февраля 1962 г. Министр обороны Макнамара
одобрил последнюю реструктуризацию. С этого
момента Dyna-Soar официально называлась
научно-исследовательской программой, имеющей
целью исследовать и показать возможность
выполнения пилотируемым орбитальным планером
маневрирования при входе в атмосферу и посадки
на взлетно-посадочную полосу в заданном месте
Земли с необходимой точностью. После
рассмотрения различных вариантов обозначения
(включая XJN-I и XMS-I - "Экспериментальный
Пилотируемый Космический Корабль - Один"),
Dyna-Soar 19 июня 1962 г. был обозначен как X-20.
Впоследствии название Dyna-Soar также сделалось
официальным. К этому времени стало очевидно, что
возможность адекватного финансирования для РН
"Титан-IIIC", который приобретался отдельно,
вскоре должна была стать главным ограничением в
разработке программы Dyna-Soar. Планировалось, что
первый беспилотный испытательный полет X-20 будет
выполнен во время четвертого пуска
"Титана-IIIC", но дата запуска не могли быть
определены до тех пор, пока не будет установлена
готовность носителя. Формально финансирование
"Титана-IIIC" было одобрено Конгрессом 15
октября 1962 г., и вскоре после этого был выпущен
пересмотренный план запусков X-20.
Но Dyna-Soar оказался перед лицом нового
конкурента - космического корабля Blue-Gemini. 18
января 1963 г. Макнамара приказал провести
сравнительные исследования проектов X-20 и
"Джемини" (NASA) с тем, чтобы определить, какой
из аппаратов имеет больший военный потенциал.
Главным пунктом исследований было то, что
"Джемини" должен был быть двухместным, а X-20 -
одноместным, и это на фоне подписания соглашения
с NASA о допуске военных экипажей к полетам на
"Джемини". Руководитель ВВС по персоналу
Генерал Куртис ЛеМей настаивал, чтобы цель
участия ВВС в программе NASA "Джемини"
ограничивалась получением опыта и информации
относительно пилотируемого космического полета,
а Dyna-Soar имел привилегию рабочей системы.
Макнамара, однако, не был убежден, что ВВС могли
демонстрировать жесткие требования при любой
возможности выполнения пилотируемого
орбитального полета.
Тем не менее, 26 марта 1963 г. фирма Boeing
получила $ 358076923 в рамках дополнительного
контракта для продолжения разработки,
производства и испытаний X-20, хотя к этому времени
уже циркулировали постоянные слухи об отмене
программы. Контракт включал переделку
бомбардировщика B-52C (серийный номер 53-0399) для
воздушных пусков, и модификацию Пускового
комплекса ╧40 на Станции ВВС Мысе Канаверал AFS для
запусков РН "Титан-IIIC" с планером Dyna-Soar. Эти
модификации так и не были завершены.
Тем временем, программу Dyna-Soar необходимо
было еще раз реструктурировать в соответствии со
снижением финансирования. В то время как
последние бюджетные показатели оставались
верными для 1964 финансового года, воздействие
переадресации программы Dyna-Soar, выполненной в
октябре 1961 г., становилось все более очевидным.
Военной целью окончательного варианта первого
эскизного проекта Dyna-Soar была разработка
орбитальных аппаратов для разведки и
бомбардировки. Эти цели были изменены, и главный
акцент пришелся на разработку суборбитальных и
орбитальных исследовательских аппаратов. К
середине 1963 г. Министерство Обороны серьезно
сомневалось относительно необходимости
программы Dyna-Soar. Казалось, что альтернативы
программы X-20 были строго очерчены: либо
достижение военных целей, либо прекращение
программы.
Военная программа летных испытаний,
определенная впоследствии ВВС для Dyna-Soar,
включала шесть полетов X-20A, четыре полета для
испытания оборудования для разведки и инспекции
спутников, затем следовали два "рабочих"
полета для демонстрации возможности инспекции
спутников. Стоимость разработки и испытаний
военного варианта X-20A достигала $ 228 миллионов в
дополнение к основным издержкам программы Dyna-Soar. Ведомство
проекта Dyna-Soar также завершило исследование
относительно использования предложенного
аппарата X-20B для проведения противоспутниковых
операций. К основной программе X-20 были добавлены
два полета для демонстрации эксплуатационных
возможностей аппарата при дополнительной
стоимости $ 227 миллионов. Для выполнения
программы эксплуатации Dyna-Soar из 50 полетов
необходимо было выделить $ 1.2 миллиарда в течение
1965-1972 финансовых годов. Вариант для проведения
инспекции спутников на высоких орбитах,
обозначенный как X-20X, мог совершать полет
продолжительностью 14 суток с экипажем из двух
человек на высоте до 1.000 миль. Первый полет
варианта X-20X был запланирован на сентябрь 1967 г. и
нуждался в дополнительном финансировании в
размерах $ 350 миллионов.
Хотя военные цели программы Dyna-Soar были
окончательно определены, убедить Вашингтон в
том, что программа необходима, было трудно.
Военное присутствие в космосе могло быть
реализован быстрее, и намного более экономно при
участии в проекте NASA "Джемини". Например,
небольшие изменения в оборудовании и профиле
полета при затратах только в $ 16.1 миллионов, могли
позволить испытать военные подсистемы на борту
корабля "Джемини" во время длительного (14
суток) полеты. Основное преимущество
"Джемини" состояло в том, что он было легче,
чем X-20 и следовательно, мог нести большее
количество топлива для орбитального
маневрирования, или больший полезный груз при
использовании меньшего, и в основном менее
дорогого, носителя ("Титан II"). Аппарату Dyna-Soar
были свойственны такие преимущества, как
маневренность во время входа в атмосферу,
которая позволяла ему быстрее вернуться на базу,
а также менять посадочные площадки во время
возвращения в атмосферу в случае необходимости.
В перспективе Dyna-Soar также мог выполнять
действительно военные задания, в то время как
"Джемини" всегда были ограничены лишь
испытанием подсистем.
ВВС продолжали доказывать, что нужно дать
возможность продолжить обе программы. Однако,
когда заместитель Министра обороны Гарольд
Браун рекомендовал создать постоянно
действующую пилотируемую военную космическую
станцию, обслуживаемую модифицированными
капсулами "Джемини", это стало смертельным
ударом для X-20 Dyna-Soar. |
Рисунок: Credit: ╘ Dennis R.Jenkins (from book
"SPACE SHUTTLE: The Hystory of Developing the National Space Transportation
System" by Dennis R.Jenkins, 1996)
Dyna-Soar стартует со стартовго комплекса
LC-40 Мыса Канаверал. Поскольку масса планера Dyna-Soar
увеличивалась, РН "Титан-II" должна была
уступить дорогу "Титану III", а в конце-концов
"Титану IIIC", который включал два больших
твердотопливных стартовых ускорителя. Была даже
мысль о более позднем использовании в программе
РН "Сатурна IB". |
Отменить сегодня и навсегда
10 декабре 1963 г., Министр обороны
Макнамара отменил Dyna-Soar в пользу летных
испытаний моделей по программу ASSET и передал
финансирование X-20 программе Пилотируемой
Орбитальной Лаборатории (MOL).
Впоследствии программа MOL также была
отменена незадолго до выполнения первого полета.
По иронии судьбы стартовый комплекс (SLC-6),
созданный на Авиабазе Ванденберг для программу MOL, был позже модифицирован для того, чтобы стать
стартовой площадкой "Спейс
Шаттла" на
западном побережье. Авария корабля STS-33/51-L
"Челенджер" привели ВВС в замешательство и
впоследствии послужила отменой к использованию
пускового комплекса. В течение 1990 г. было
предложено восстановить SLC-6, чтобы использовать
для запуска РН "Титан IV" - варианта носителя,
первоначально предназначенного для Dyna-Soar и MOL.
Это решение было также отменено до завершения. К
настоящему времени на этот объект было потрачено
более чем $ 7 миллиардов в рамках различных
проектов, однако единственым запуском,
произведенным с этого комплекса, стал пуск малой РН LLV фирмы Lockheed 15 августа 1995. Ракета LLV-I была
разрушена на 150 секунде полет по команде офицера,
отвечающего за Безопасностью полигона VAFB, когда
проявились "колебания" после отделения
первой ступени. |
Фантазии художника... |
Таким образом закончилась первая
американская серьезная попытка построить
пилотируемый орбитальный космический корабль
многократного использования. В момент отмены,
Dyna-Soar оставалось только три года до первого
полета; $ 410 миллионов уже были потрачены на
научные исследования, а другие $ 373 миллионов, как
ожидалось, необходимо было потратить до первого
полета. Оставим в стороне то, что NASA не обеспечило
участие ВВС в проекте "Джемини", что никоим
образом не было связано с решением об отмене
Dyna-Soar. Администратор NASA по Перспективным
исследованиям и технологиям доктор Роберт Л.
Бисплинхофф подчеркнул, что перспективные
исследования неоднократно показывали важность
разработки технологии маневрирующих
гиперзвуковых аппаратов с высокотемпературной
радиационно-охлаждаемой металлической
конструкцией. Наземные средства испытаний
(стенды) не были способны точно моделировать
условия возвращения в атмосферу, и
следовательно, полеты Dyna-Soar были необходимы для
получения таких данных. Даже если бы Dyna-Soar
никогда не стал рабочим аппаратом, он мог
обеспечивать чрезвычайно ценную информацию
относительно управления при входе в атмосферу и
проблем нагрева, того, чего серьезно недоставало
во время разработки МТКК "Спейс
Шаттл" десятью годами позже.
Группа астронавтов-пилотов ВВС США
для программы "Dyna Soar":
Фамилия, имя,
второе имя астронавта |
Дата рождения,
смерти |
Откуда набран,
профессия |
Дата выхода из
группы |
1. Wood, James Wayne |
9.08.1924 - 1.01.1990 |
ВВС,
летчик-испытатель |
15.12.1963 |
2. Gordon, Henry Charles |
23.12.1925 |
ВВС, летчик |
15.12.1963 |
3. Crews, Albert Hanlin, Jr. |
23.03.1929 |
ВВС, летчик |
15.12.1963 |
4. Knight, William John |
18.11.1929 |
ВВС,
летчик-испытатель |
15.12.1963 |
5. Rogers, Russell Lee |
12.04.1928 - 13.09.1967 |
ВВС,
летчик-испытатель |
15.12.1963 |
6. Thompson, Milton Orville |
4.05.1926 - 6.08.1993 |
NASA,
летчик-испытатель |
13.06.1963 |
|