Меню сайта |
|
|
Разделы новостей |
|
|
|
4 октября 1957 г. Советский Союз
вывел на орбиту первый искусственный спутник
Земли "Спутник-1". Западные правительства
были в глубоком шоке, и меньше чем через неделю
ВВС США объединили проекты Brass Bell, RoBo
и HYWARDS в единую программу
разработки, насчитывающую три стадии и названную
Dyna-Soar (от Dynamic Soaring - (Разгон и Планирование), в
соответствии с методикой повторного входа в
атмосферу Эйгена Зенгера).
Конференция, называемая в NASA
Комитетом по Управлению Гиперзвуковыми
Исследованиями, открытая 15 октября 1957 г. в
Аэронавигационной Лаборатории НИЦ имени Эймса,
определила направление работ по проекту Dyna-Soar, и
предложила три различных подхода к
пилотируемому космическому полету. Меньшая
часть, во главе с Maxime Faget, приводила доводы в
пользу чисто баллистического тела затупленной
формы для входа в атмосферу, такой, какой по
существу стали позже капсулы космический
кораблей "Меркурий" и "Джемини". Другая
меньшая часть одобрила подход "несущий
корпус", тела затупленной формы,
приспособленное ко входу в атмосферу и имеющее
умеренное аэродинамическое качество, которой
позволяло ему совершать ограниченные маневры во
время входа в атмосферу. (Интересно отметить, что
более поздние проекты капсул NASA
имели в действительности даже несколько большее
аэродинамическое качество. Фактически, Аполлон
имел коэффициент отношения подъемной силы к
сопротивлению Cx/Cy порядка 0,8:1 и
конкурировал с некоторыми из ранее предложенных
"несущих корпусов" в способности бокового
маневра при входе в атмосферу, хотя никогда этим
не пользовался). Оставшаяся часть конференции
одобрила концепцию гиперзвукового планера с
плоской нижней частью. |
4 октября 1957 г. Советский Союз
вывел на орбиту первый искусственный спутник
Земли "Спутник-1". Западные правительства
были в глубоком шоке, и меньше чем через неделю
ВВС США объединили проекты Brass Bell, RoBo
и HYWARDS в единую программу
разработки, насчитывающую три стадии и названную
Dyna-Soar (от Dynamic Soaring - (Разгон и Планирование), в
соответствии с методикой повторного входа в
атмосферу Эйгена Зенгера).
Конференция, называемая в NASA
Комитетом по Управлению Гиперзвуковыми
Исследованиями, открытая 15 октября 1957 г. в
Аэронавигационной Лаборатории НИЦ имени Эймса,
определила направление работ по проекту Dyna-Soar, и
предложила три различных подхода к
пилотируемому космическому полету. Меньшая
часть, во главе с Maxime Faget, приводила доводы в
пользу чисто баллистического тела затупленной
формы для входа в атмосферу, такой, какой по
существу стали позже капсулы космический
кораблей "Меркурий" и "Джемини". Другая
меньшая часть одобрила подход "несущий
корпус", тела затупленной формы,
приспособленное ко входу в атмосферу и имеющее
умеренное аэродинамическое качество, которой
позволяло ему совершать ограниченные маневры во
время входа в атмосферу. (Интересно отметить, что
более поздние проекты капсул NASA
имели в действительности даже несколько большее
аэродинамическое качество. Фактически, Аполлон
имел коэффициент отношения подъемной силы к
сопротивлению Cx/Cy порядка 0,8:1 и
конкурировал с некоторыми из ранее предложенных
"несущих корпусов" в способности бокового
маневра при входе в атмосферу, хотя никогда этим
не пользовался). Оставшаяся часть конференции
одобрила концепцию гиперзвукового планера с
плоской нижней частью. |
Российский аэрокосмический самолет (РАКС) создается в рамках
научно-исследовательской работы (НИР) "Орел" по заказу Российского
авиакосмического агентства с 1993 года.
В рамках создания научно-технического задела при создании РАКС
Центральный институт авиационного
моторостроения проводит работы в области
разработки и летных испытаний водородных
гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных
двигателей (ГПВРД).
Первый ГПВРД был испытан в составе
гиперзвуковой летающей лаборатории ГЛЛ
"Холод", созданной на базе зенитнойракеты
SА-5: к маршевой ступени ракеты вместо боевой
части подстыковываются головные отсеки ГЛЛ
"Холод", в которых размещаются бортовая
емкость с жидким водородом, система управления
полетом, бортовая система измерений и передачи
информации, система подачи жидкого водорода в
камеру сгорания с регулятором расхода и, наконец,
экспериментальный ГПВРД осесимметричной
конструкции, расположенный в носовой части
ракеты.
В создании ГЛЛ "Холод" и
проведении гиперзвуковых летных экспериментов
участвовали фирмы России (МКБ "Факел",
Тураевский "Союз", КБХА) и
Казахстана (НЦРЭС, КазГНУ). |
Работы по многоразовому
кораблю "Заря" (изделие 14Ф70) были развернуты
в соответствии с Постановлением от 27 января 1985
года. 22 декабря 1986 года Военно-промышленная
комиссия Совета Министров
СССР приняла решение о выпуске
эскизного проекта многоразового многоцелевого
корабля "Заря". Корабль должен был
создаваться в два этапа: на первом этапе должен
был разрабатываться базовый многоразовый
пилотируемый транспортный корабль, на втором -
его модификации для решения специальных задач в
автономных и совместных с другими космическими
аппаратами полетах в широком диапазоне высот и
наклонений (до 97º) орбит. Эскизный проект
базового корабля был выпущен в I квартале 1987 года
и защищен на НТС Минобщемаша. По полученным
замечаниям проект был откорректирован и в мае 1988
года представлен совместному заседанию НТС МОМ и
ГУКОС, принявшему решение о ведении дальнейших
работ. |
Любая
ракетно-космическая транспортная система
многоразового применения в своей структуре, в
отличие от одноразовой ракеты, несет
обязательные средства обеспечения возврата с
орбиты или траектории выведения на орбиту. Эти
средства составляют ощутимую часть стартовой
массы носителя и по существу являются чистой
энергетической потерей. Например, "Энергия" в
исполнении как одноразовая ракета-носитель - без
орбитального корабля и без части средств
обеспечения посадки на Землю блоков первой
ступени - может выносить на опорную орбиту более
100 т полезного груза. При тех же условиях, но с
орбитальным кораблем, на орбите может быть
выгружено только 30 т, т. е. на 70 % меньше. Эти
расчеты, естественно, примитивны, но они
показывают, какую часть своей энергетики тратит
ракета-носитель даже в не полностью многоразовом
исполнении. Однако следует и уточнить, что к
потерям в данном случае отнесены и средства
обеспечения пилотируемого полета корабля, в том
числе системы безопасности и сам экипаж.
Значительные энергетические потери такой
интегрированной системы по целевому назначению,
когда объединены функции грузового и
пилотируемого транспорта, влекут за собой
достаточно высокую ее стоимость. Оставив целью
все же создание многоразовой системы, мы
сталкиваемся с проблемой оптимального
разделения функций ракеты-носителя на грузовые и
пилотируемые. |
Любая
ракетно-космическая транспортная система
многоразового применения в своей структуре, в
отличие от одноразовой ракеты, несет
обязательные средства обеспечения возврата с
орбиты или траектории выведения на орбиту. Эти
средства составляют ощутимую часть стартовой
массы носителя и по существу являются чистой
энергетической потерей. Например, "Энергия" в
исполнении как одноразовая ракета-носитель - без
орбитального корабля и без части средств
обеспечения посадки на Землю блоков первой
ступени - может выносить на опорную орбиту более
100 т полезного груза. При тех же условиях, но с
орбитальным кораблем, на орбите может быть
выгружено только 30 т, т. е. на 70 % меньше. Эти
расчеты, естественно, примитивны, но они
показывают, какую часть своей энергетики тратит
ракета-носитель даже в не полностью многоразовом
исполнении. Однако следует и уточнить, что к
потерям в данном случае отнесены и средства
обеспечения пилотируемого полета корабля, в том
числе системы безопасности и сам экипаж.
Значительные энергетические потери такой
интегрированной системы по целевому назначению,
когда объединены функции грузового и
пилотируемого транспорта, влекут за собой
достаточно высокую ее стоимость. Оставив целью
все же создание многоразовой системы, мы
сталкиваемся с проблемой оптимального
разделения функций ракеты-носителя на грузовые и
пилотируемые. |
Наша практическая деятельность в околоземном
пространстве продолжается уже без малого 50 лет. Для космической отрасли это
солидный возраст, и ее достижения общеизвестны. Но именно прошедшие десятилетия
определили несколько ключевых проблем, сдерживающих дальнейшее развитие
российской космонавтики. С них и начнем.
1. Космическая отрасль постепенно осваивает прикладные
направления деятельности, приносящие прибыль. Это космические средства связи,
мониторинг Земли, навигация и метеорология. Но эти достижения не являются
определяющими в экономике отрасли и она остается в основном дотационной.
Задумаемся - космонавтика как сфера деятельности человека
на протяжении всей своей полувековой истории убыточна! Другими словами, она не в
состоянии выжить за счет той экономической отдачи, которую генерирует внутри
себя (говоря экономическим языком, космонавтика не
создает прибавочной стоимости, оправдывающей ее существование).
Если утрировать, то без военно-политических факторов и соображений национального
престижа космонавтика ... неизбежно
умрет!
Анализ показывает, что космическая деятельность станет рентабельной, т.е.
самодостаточной, при снижении удельной стоимости выведения полезного груза в
космос до значений менее 3000 $/кг. У современных
одноразовых средств выведения этот параметр значительно превышает 10000 $/кг. И
серьезно снизить ее на одноразовых носителях принципиально невозможно. Поэтому
сейчас, как и полвека назад, широкомасштабное технологическое и индустриальное
освоение космоса - только отдаленная перспектива. |
В
соответствии с пятилетним Тематическим планом ВВС по орбитальным и гиперзвуковым
самолетам практические работы по крылатой космонавтике в нашей стране в 1965 г.
были поручены ОКБ-155 А.И.Микояна, где их возглавил 55-летний Главный
конструктор ОКБ Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.
Тема по созданию двухступенчатого воздушно-орбитального самолета (в современной
терминологии - авиационно-космической системы - АКС) получила индекс "Спираль".
Советский Союз серьезно готовился к масштабной войне в
космосе и из космоса...
Когда знакомишься с материалами по проекту
"Спираль", невольно ловишь себя на мысли, что, если не обращать внимания на
пожелтевшие машинописные страницы и несколько устаревшую терминологию, перед
тобой не документы сорокалетней давности, а совершенно секретная
конструкторская документация сегодняшнего дня, причем разработанная с учетом как
минимум десятилетней перспективы развития авиационно-космических систем!
Творческая дерзость конструкторов просто восхищает!
Так что же представлял собой этот уникальный сверхсекретный советский проект
космического оружия Лозино-Лозинского?
В соответствии с требованиями заказчика
конструкторы взялись за разработку многоразового двухступенчатого ВОС,
состоящего из гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР) и
военного орбитального самолета (ОС) с
ракетным ускорителем. Старт системы
предусматривался горизонтальный, с использованием разгонной тележки, отрыв
происходил на скорости 380-400 км/ч. После набора с помощью двигателей
ГСР необходимых скорости и высоты происходило отделение ОС
и дальнейший разгон происходил с помощью ракетных двигателей
двухступенчатого ускорителя, работающих на
фторо-водородном (F2+H2) топливе. |
|
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Друзья сайта |
|
|
|